Памятник Суворову в Санкт-Петербурге

Суворов, стоящий в Санкт-Петербурге на Марсовом поле, сам на себя не похож. И это — не случайность; виной всему, как всегда, политика.

 

Памятник Суворову, находящийся в Петербурге, несколько нестандартный (впрочем, нестандартных памятников в городе много: чего стоит памятник Петру перед Михайловским замком, где у коня — человеческая нога!). Мы привыкли к тому, что Суворов – это старичок, сухонький, низенький, седой. Здесь же Суворов, напротив, молод, силён, элегантен, в доспехах, со щитом и с мечом (хотя понятно, что с таким оружием в его время никто уже давным-давно не воевал). Дело всё в том, что Суворов здесь изображён в образе бога войны — Марса. Видимо, выбор облика не случаен. Ведь прямо за спиной полководца находится Марсово поле.

Источник изображения

 

Похож или не похож? Вот в чем вопрос!

Однако, возможно, есть и другая причина. Дело в том, что памятник Суворову должен был стать первым в истории России прижизненным памятником полководцу. Заказан был памятник императором Павлом Первым после итальянского похода Суворова — того самого, во время которого русская армия сначала освободила Италию от французских войск, а затем героически перешла через Альпы. Нужно отдать должное императору Павлу: он хотел увековечить подвиги человека, к которому относился не очень хорошо. Многочисленные конфликты между Павлом Первым и Суворовым хорошо известны. Рискну предположить, что скульптор Козловский, получивший заказ на изготовление памятника, принимал во внимание все эти тонкие оттенки придворных взаимоотношений и, создавая памятник Суворову, сделал его сходство с реальным человеком минимальным. Это, скорее, памятник идеи, символу, нежели живому Суворову из плоти и крови.

Впрочем, это лишь моя теория.

Часто пишут, что портретного сходства с полководцем памятник лишён. Однако это не так. Если присмотритесь к лицу, то увидите, что бронзовый Суворов имеет явное сходство с Суворовым оригинальным. Правда, здесь он несколько омоложён. Суворов изображён в античных доспехах. На жертвеннике возле него — три короны: сардинская, неаполитанская и папская тиара – как напоминание о том, что войсками Суворова были освобождены от французов Сардиния, Неаполь и папские владения в Италии.

 

Индивидуальная экскурсия в Петергоф

Чудесное спасение

Петербургская легенда гласит, что в 41-м году, когда с городских улиц убирали памятники и закапывали их в землю, для того чтобы защитить их от немецких бомб, памятник Суворову планировали спрятать в подвале соседнего дома. Однако по каким-то причинам сделать это не удалось. Через несколько недель, во время немецкой бомбардировки, снаряд угодил ровно в тот самый подвал, куда собирались убрать скульптуру. Таким образом, чудом она была спасена.

Люди, пережившие блокаду, вспоминают, что летом 41-го года в городе старались использовать под огороды любой свободный клочок земли. Каждый лист капусты, каждая морковочка были на вес золота – ведь они содержали бесценные витамины, которые могли спасти от голодной смерти. И вот клумбу вокруг памятника Суворову в то время тоже распахали под мини-огород. Великий полководец, окружённый нежными ростками морковки, воспринимался горожанами, как символ. Александр Васильевич как бы брал под своё покровительство, вёл в бой против немцев эту нежную поросль, которая заключала в себе столь спасительные для горожан силы.

 

Женщина, просившая закурить

Рассказывают, что в 1918 году каждое утро возле памятника Суворову можно было увидеть высокую худую женщину, которая просила у прохожих закурить. Женщина эта была никем иным, как Анной Ахматовой.

Ахматова в это время, вместе с мужем, жила в доме по соседству( там ее второму мужу, ассириологу Владимиру Шилейко, предоставили квартиру). Анна Ахматова была заядлой курильщицей. И в 18-м году в холодном и голодном Петрограде сходила с ума от невозможности достать спички, которые тогда были в большом дефиците. Поэтому поступала она следующим образом: с утра выходила на улицу, ловила первого отзывчивого прохожего, закуривала у него сигарету. После чего курила её до самого вечера, не переставая. Когда сигарета подходила к концу, она от неё зажигала другую.

Из личного опыта: памятник Суворову я обычно своим гостям показываю на проезде. К сожалению, остановиться возле него возможности нет. Промчавшись мимо Суворова, мы сворачиваем на Миллионную улицу, где я более подробно рассказываю про другой, тоже весьма необычный памятник – памятник императору Александру III.

 

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!