Важнейшим элементом отечественного культурного наследия являются православные храмы, и, даже если Вы не являетесь религиозным человеком, выяснить особенности их организации по крайней мере любопытно, если же являетесь — просто необходимо.
Сегодня мы разберёмся с, вероятно, самым эффектным и весьма сложным для понимания элементом православного храма — иконостасом.
Итак, иконостас (от греч. «εἰκονοστάσιον») — перегородка, отделяющая алтарную часть, на которой размещены иконы.
Традиционный русский православный иконостас складывается в XIV-XV веках. Он состоит из пяти рядов, которые называются местный, праздничный, деисусный, пророческий, праотеческий.
Разберём их последовательно, от нижнего до верхнего.
- Местный ряд. Посередине находятся царские врата, на створках которых представлены сцена Благовещения и образы четырёх евангелистов. Справа от Царских врат — Христос, слева -Богородица с младенцем. Справа от иконы Христа — храмовая икона с образом святого, которому посвящён храм, либо праздника, в честь которого храм освящён. Благодаря этой иконе Вы всегда можете определить название церкви, в которой оказались, даже не зная его первоначально. Остальные иконы в этом ряду могут быть любыми, чаще всего это местночтимые святые, отсюда название ряда — «местный». Две двери по обе стороны от Царских врат называются «диаконские», чаще всего там изображены архангелы Михаил и Гавриил.
2. Праздничный ряд. Здесь представлены иконы «двунадесятых», т.е. двенадцати важнейших православных праздников.
3. Деисусный ряд. Это главный ряд иконостаса, название его происходит от греческого «деисис», «моление». В центре всегда находится икона Христа, по сторонам от него — образы молящихся святых, склонившихся к Спасителю, прежде всего — Богородица и Иоанн Креститель.
4. Пророческий ряд. Здесь представлены ветхозаветные пророки, предсказавшие появление Мессии. В центре обыкновенно изображена Богородица, но в храмах «Синодального периода» (1700-1917) на этом месте часто оказывается Тайная вечеря.
5. Праотеческий ряд. Здесь изображены ветхозаветные святые, чаще всего — предки Иисуса по материнской линии. В середине часто представлена Новозаветная Троица с центральным образом Бога-Отца.
Подчеркну, пятиуровневый иконостас не является обязательным, единственным каноническим (это частое заблуждение). Этот тип сложился в Средневековье в московском ареале. В т.н. «Синодальный период» (1700-1917), когда было построено большинство существующих ныне отечественных храмов, пятиярусный иконостас не являлся основным типом.
Зачем же тогда мы его изучили? Это знание необходимо в той же мере, что и данные о вращении круглой Земли вокруг Солнца. Большинство из нас никогда не выйдет в открытый космос, чтобы взглянуть на этот феномен собственными глазами, но зато без этого знания невозможно понять многие явления, доступные нам: смену дня и ночи, горизонт, последовательность сезонов. Точно так же, зная базовую схему, Вы всегда сможете обнаружить её элементы даже если их последовательность неполна. Вот, к примеру, иконостас Спаса-на-Крови:
Здесь, как Вы видите, отсутствует праотеческий ряд (его можно обнаружить на мозаиках внутренних стен), неполными являются праздничный, праотеческий и деисусный ряды. Однако разнообразие сочетаний рядов иконостаса и набора икон в них в петербургских храмах настолько велико, что их изучение и перечисление — дело специалистов. В реальности даже большинство искусствоведов, занимаясь иконостасами синодального периода, не классифицируют их, а лишь отмечают соблюдение норм базовой схемы, либо отступления от неё.
Итак, теперь давайте суммируем:
- Необходимым элементом православного храма является иконостас
- Его средневековый московский тип предполагал пять ярусов: местный ряд, праздничный ряд, деисусный ряд, пророческий ряд, праотеческий ряд. Он воспринимается как классический, базовый для искусствоведения
- В классическом варианте пятиярусного иконостаса есть обязательные и факультативные элементы, которые мы разобрали. Классический, базовый вариант ни в коем случае не является единственно правильным, каноническим
- Большинство храмов не имеют пятиярусного иконостаса, однако его элементы можно обнаружить во всех церквях, поэтому их необходимо знать
С формальными моментами мы разобрались. Но не формы, а духовного откровения обычно ждёт человек от иконы. В чём же это духовное откровение? Как появилась и развивалась иконопись? Как работает иконописец и в чём символизм его работы? Почему иконописный канон сохранился в православии и не удержался на Западе? В чём духовное сходство и онтологическое различие богородичных икон и мадонн Возрождения?
На эти вопросы отвечают два классических богословских труда, созданных сотню лет назад, в переломную эпоху истории нашего Отечества.
Один из них — «Иконостас» отца Павла Флоренского — математика, литератора, инженера и, прежде всего, рукоположенного священника, сгинувшего в сталинских репрессиях.
Другой — «Этюды по русской иконописи» философа, правоведа, публициста, выходца и древнейшего боярского рода Евгения Трубецкого.
Если Вы никогда не читали эти основополагающие работы по богословию иконы — категорически рекомендуем Вам это сделать и присоединиться к обсуждению в литературном клубе. Если Вы уже читали их — приглашаем поделиться своими мыслями об этих произведениях в литературном клубе.