Картина, которая меня разочаровала

Питер де Хох, «Госпожа и служанка». Казалось бы, ничего необычного: дворик дома (видимо, небедного); служанка принесла с рынка рыбу (скорее всего, щуку, причём, немалых размеров) и спрашивает у госпожи, как её приготовить. Ничего странного, просто бытовая сценка. Однако в какой-то момент меня эта картина начала смущать.

 

 

Во-первых, госпожа одета в чёрное. Во-вторых, у неё за спиной, на парапете, стоит горшок с цветком. Похоже, что в этот горшок воткнута горящая свеча. На коленях у госпожи подушечка, на которой, похоже, письмо, которое она читает. Согласитесь, все эти детали наводят на мысль о каком-то горе. Чёрная одежда может быть траурной. Горящая свеча посреди дня (что тоже странно) – может быть, это тоже связано со смертью. Может быть, это письмо извещает её  о смерти близкого? Может, наоборот, она сама пишет письмо родственникам, в котором сообщает о том, что умер кто-то в доме?

 

Мне начало казаться, что в этой картине есть какой-то подтекст, которого мы не понимаем. Я решил разобраться, так ли это на самом деле. Увы, признаюсь вам сразу, это не так. Выяснилось, что никакого подтекста там нет.

 

Как я пришёл к такому заключению? Давайте посмотрим.

 

Во-первых, Питер де Хох писал этот вид, этот дворик и этот сюжет несколько раз. Служанка у него очень узнаваемая. Её лице наделено настолько яркими индивидуальными чертами, что её сложно с кем-то спутать. И вот ещё одна картина, в которой фигурирует та же самая служанка, только ракурс немножко другой.

 

 

Вообще сценка, в которой служанка подходит к хозяйке и показывает ей рыбу или другие продукты, принесённые с рынка, была в голландском искусстве очень распространена.

 

 

Итак, в самой ситуации ничего необычного нет. Может ли на что-то странное указывать одежда? Похоже, что нет. Ношение чёрного цвета было в Голландии достаточно распространено и не обязательно ассоциировалось с трауром. Более того, известно, что голландцы победнее зачастую, наоборот, покупали именно чёрную одежду, потому что её можно было использовать как для повседневного ношения, так и в случае траура. Таким образом они экономили деньги. Примеров картин, где женщины изображены в чёрном, очень много.

 

 

Тут показана весёлая компания (очень популярный сюжет, который встречается десятки раз у разных голландских художников). Некоторые женщины одеты в чёрное, некоторые нет. Происходящее здесь никак с трауром не связано. Если бы речь шла о смерти человека, которого бы знали все присутствующие, то логично было бы предположить, что в чёрное были бы одеты все. Однако это не так. Нам становится ясно, что чёрный цвет – это просто модный выбор отдельно взятой конкретной женщины.

 

Что касается письма на коленях хозяйки – это на самом деле не письмо. Если вы пороетесь в Интернете, то на некоторых сайтах найдёте именно такую версию: она читает чью-то записку. Скорее всего, это не так. Это становится понятно, если посмотреть, в каких ситуациях в голландской живописи встречается подушечка, которая лежит у неё на коленях. Подушка эта имела два применения. Либо её использовали, для того чтобы класть на неё грудного ребёнка, либо (тоже довольно часто) она служила, для того чтобы вышивать – эта подушка для шитья. Примеров такого её использования в живописи тоже довольно много.

 

 

Становится понятно, что белый предмет, который дама держит в руке, — это вовсе не письмо, а платок или кусок ткани, по которому она что-то вышивала в тот момент, как служанка её отвлекла.

 

А что с растением на заднем плане и с горящей свечой? Я практически уверен, что это не свеча, а просто палка, к которой растение подвязано. Если вы увлекаетесь цветоводством, или если у вас есть дача, то вы прекрасно знаете, что, для того чтобы цветок или какой-нибудь огурец рос прямо, его нужно подвязать. Голландцы это тоже знали прекрасно. Покопавшись, я нашёл в голландских картинах изображения таким образом подвязанных растений.

 

 

Картина называется «Чтецы газет». Посмотрите: в левом нижнем углу растение привязано к палке. Причём к этой палке крепятся металлические кольца, сквозь которые растение как бы пролезает. Если вы присмотритесь теперь к картине де Хоха очень внимательно, то разглядите точно такие же кольца, которые крепятся к свече. Именно поэтому я убеждён, что это не свеча, а просто палка. Что же касается огонька, который горит на её вершине, — возможно, это какое-то украшение или металлическое навершие.

Итак, мы разобрали с вами все элементы картины и увидели, что ни один из них не указывает на похороны или на что-то, связанное со смертью. По-видимому, перед нами просто бытовая сценка, какими было полно голландское искусство.

Я решил написать статью о картине, в которой, как выяснилось, нет ничего необычного, потому что мне кажется, что самое интересное в исследовании искусства – это не результат, а сам процесс. Когда пытаешься понять значение той или иной детали, чувствуешь себя настоящим детективом. И даже если в итоге приходишь к тому, что никаких скрытых смыслов в картине нет, сам процесс поиска доставляет удовольствие. Было бы любопытно нам с вами вместе проделать этот самый поиск и получить удовольствие хотя бы от самого процесса, даже если результат в данном случае разочаровывает. Надеюсь, что вы со мной согласны, и вам это доставило такое же удовольствие, как и мне.