Не самая, пожалуй, известная, но одна из самых загадочных картин Ван Гога «Ботинки» (или «Башмаки»). Что он хотел высказать этими ботинками?
Никаких данных, никаких надёжных источников информации для решения этого вопроса у нас нет. А там, где нет фактов, открывается соблазнительный простор для догадок и фантазий.
Немецкий философ Мартин Хайдеггер писал в своём эссе «О сущности искусства» по поводу «Ботинок» Ван Гога. Считал он, что эти ботинки принадлежали крестьянке и выражают саму суть крестьянского существования. Да, они грязные, как грязен он. Но они надёжны, они бесконечно терпеливо переносят непогоду, холод, дождь и сырость, точно так же, как их хозяин, который всю жизнь ходил вдоль своей межи в поле и был терпеливым, стойким и упорным.
«Всё это замечательно! Но всё это не более чем фантазия» — так прямо и написал известный американский искусствовед Шапиро, который доказывал, что Хайдеггер в своих построениях просто-напросто противоречит фактам. Ведь на всех картинах Ван Гога, где изображены крестьяне, они, как правило, носят деревянные башмаки. Что же тогда такого нашёл в этих грязных ботинках художник?
«Самого себя» — отвечает Шапиро. Да, ботинки – это аллегория существования. Но не крестьянина, а самого художника. Они одинокие, они неприкаянные. Они покрыты пылью сотен дорог, по которым приходится идти человеку, у которого нет в жизни своего места, нет надёжного угла. Именно так это и было у Ван Гога. Так что ботинки эти – это его аллегорический автопортрет. Он вложил туда своё ощущение потерянности, одиночества, изгнания.
В этом пункте в спор вмешался третий философ – француз Жак Деррида, который, на мой взгляд, вполне логично указал на то, что толкование и Хайдеггера, и Шапиро во многом обуславливается их собственной историей и политическими взглядами. Хайдеггер – консерватор (напомню, философ этот сотрудничал потом с нацистами). И естественно, ему образ крестьянина, слившегося с собственной семьёй, гораздо ближе. Шапиро же либерал. И для него на первом месте в любом анализе стоит человеческая личность с её индивидуальностью и неповторимостью. Поэтому он, скорее, склонен видеть в картине то, что вложил в неё художник.
А что вы видите в этих ботинках? Какие ощущения у вас возникают от них? Поделитесь.