Три философа и два ботинка

Не самая, пожалуй, известная, но одна из самых загадочных картин Ван Гога «Ботинки» (или «Башмаки»). Что он хотел высказать этими ботинками?

 

 

Никаких данных, никаких надёжных источников информации для решения этого вопроса у нас нет. А там, где нет фактов, открывается соблазнительный простор для догадок и фантазий.

Немецкий философ Мартин Хайдеггер писал в своём эссе «О сущности искусства» по поводу «Ботинок» Ван Гога. Считал он, что эти ботинки принадлежали крестьянке и выражают саму суть крестьянского существования. Да, они грязные, как грязен он. Но они надёжны, они бесконечно терпеливо переносят непогоду, холод, дождь и сырость, точно так же, как их хозяин, который всю жизнь ходил вдоль своей межи в поле и был терпеливым, стойким и упорным.

«Всё это замечательно! Но всё это не более чем фантазия» – так прямо и написал известный американский искусствовед Шапиро, который доказывал, что Хайдеггер в своих построениях просто-напросто противоречит фактам. Ведь на всех картинах Ван Гога, где изображены крестьяне, они, как правило, носят деревянные башмаки. Что же тогда такого нашёл в этих грязных ботинках художник?

«Самого себя» – отвечает Шапиро. Да, ботинки – это аллегория существования. Но не крестьянина, а самого художника. Они одинокие, они неприкаянные. Они покрыты пылью сотен дорог, по которым приходится идти человеку, у которого нет в жизни своего места, нет надёжного угла. Именно так это и было у Ван Гога. Так что ботинки эти – это его аллегорический автопортрет. Он вложил туда своё ощущение потерянности, одиночества, изгнания.

 В этом пункте в спор вмешался третий философ – француз Жак Деррида, который, на мой взгляд, вполне логично указал на то, что толкование и Хайдеггера, и Шапиро во многом обуславливается их собственной историей и политическими взглядами. Хайдеггер – консерватор (напомню, философ этот сотрудничал потом с нацистами). И естественно, ему образ крестьянина, слившегося с собственной семьёй, гораздо ближе. Шапиро же либерал. И для него на первом месте в любом анализе стоит человеческая личность с её индивидуальностью и неповторимостью. Поэтому он, скорее, склонен видеть в картине то, что вложил в неё художник.

А что вы видите в этих ботинках? Какие ощущения у вас возникают от них? Поделитесь.