Автор текста: Юрий Нежинский.
«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;
Все да да нет; не скажет да-с
Иль нет-с». Таков был общий глас.
Неужели, за этими забавными стихами скрывается тайное братство, которое многие считают закулисным мировым правительством? Вообще-то, да.
- Онегин приезжает в деревню и помещики его воспринимают как подозрительного представителя либеральной столичной интеллигенции, «фармазона», т.е. «франк масона», вольного каменщика.
- Классическое регулярное масонство является исключительно мужским по своему составу. Вот почему с точки зрения помещиков «он дамам к ручке не подходит».
- Заседание ложи завершает банкет, т.н. «агапа» (от греч. «любовь»), во время которого произносится немало обязательных тостов, которые называются «залпами». Естественно, в результате выпивается немало вина. Вот почему с точки зрения провинциальных помещиков Евгений привык к красному вину, а вовсе не к доброй настойке, «брусничной воде», которая тоже упоминается в произведении.
- Одним из принципов масонства было братство всех посвящённых, а в перспективе — и всеобщее братство. Вот почему с точки зрения провинциальных бар Евгений не говорит «да-с», «нет-с», т.е. «да, сударь», «нет, сударь», а просто «да», «нет».
Означает ли это, что Онегин действительно был масоном? Вовсе не обязательно. Возможно, всё это просто проявления модного тогда дендизма, предполагающего холодное отношение к дамам («к ручке не подходит») и собеседнику вообще («не скажет да-с»), а также приверженность к определённому стилю жизни безотносительно обстоятельств («пьёт одно стаканом красное вино»). Но провинциалы воспринимают Онегина именно как масона, и это без обиняков показано Пушкиным.