Знаете, что главное в этой картине?
Нет, не кровавые бинты, не сведенное предсмертной судорогой тело, не зажавшая рану рука (тем более, что рану она на самом деле не зажимает).
Тут все тоньше. Тут все дело – в одной неприметной детали…
Но давайте по порядку.
Художник – Гийом Гийон-Летьер.
Название – «Смерть Катона Утического».
Место – город Утика в Северной Африке; время – гражданская война между Цезарем и Помпеем.
Точнее, самый конец войны. Разгром помпеянцев был уже очевиден; Утика оставалась одной из последних их баз, но войска Цезаря приближались и к ней.
И вот Марк Порций Катон отдает последние распоряжения. За ужином с друзьями произносит похвальную речь свободе. А как стоики, мнения которых он разделял, понимали свободу – мы уже знаем.
Обеспокоенные сыновья потихоньку уносят из его комнаты меч; но Катон громко требует его обратно. «Ну, теперь я сам себе хозяин» — говорит он, получив оружие.
Ночь проходит в хлопотах; Катон раз за разом посылает узнать, как идет эвакуация из города, все ли корабли отплыли. А под утро, когда и сыновья, и рабы засыпают, измотанные, Катон вонзает меч себе в живот, чуть ниже груди.
Но сил недостаточно, чтобы кончить с первого раза. На шум вбегают домашние; врач перевязывает рану. Однако Катон, улучив момент, руками раздирает ее края и буквально разбрасывает внутренности по комнате. Так умирает последний республиканец.
Как вы понимаете, в картинах на этот сюжет всегда много крови, а иногда и кишок хватает. Я, щадя ваши чувства, еще самое деликатное изображение подобрал. В нем хороша и сдержанность, и прилежность: про ту самую незаметную, но важную деталь художник не забыл.
Что за деталь?
Свиток на краю стола. Видите, на заднем плане справа? А рядом с ним – лампа, от которой еще идет дымок. Как будто Катон только закончил чтение…
Свиток этот содержит диалог Платона «Федон, или О бессмертии души». Именно его тем вечером приказал принести Катон; именно его перечитал два раза, готовясь к смерти.
И пусть вас не удивляет, что убежденный стоик читает Платона; в конце концов, вся философия пошла от него…
Важно другое: самоубийство Катона – продуманное и выношенное решение. Не от страха, не в отчаянии он его совершает; им движет идея.
И мне всегда казалось, что идеи, ради которых идут на смерть, достойны изучения. Хотя бы из уважения к их силе, к оставленному ими в истории следу. Хотя бы из любопытства: что было такого в этих словах, что так влияло на людей?
Ну и сухой остаток: если вам где-нибудь встретится картина на этот сюжет – поищите глазами книгу или свиток.
А найдя, объясните стоящим рядом, что она там – не случайно.
Кстати, о полезных книгах: я тут тоже написал одну. И не бойтесь: такого эффекта, как диалог Платона, она иметь не будет. Моя книга, наоброт, успокаивает нервы и улучшает настроение.
Дело в том, что за прошлый год я написал постов – вдохновляющих, познавательных, интригующих – почти на триста страниц. А потом взял, свел вместе – и издал в виде электронной книги. Согласитесь, это удобно: все мои тексты за год всегда будут у вас под рукой, в одном месте и в удобном для чтения формате.
Стоит книга недорого, а до конца текущей недели на нее и вовсе особая скидка. Если интересно – вот вам ссылка: ЛУЧШИЕ СТАТЬИ.