Перед вами – гениальная картина!

Правда, вполне оценить гениальность вы сможете, только узнав имя изображенной.

Ведь не обычную девушку изобразил британец Джон Кольер; нет, перед нами – античный персонаж. И пусть ни одежда, ни черты лица на это и не указывают (где прямой греческие нос? Где плавные волны золотистых локонов?), все же задуманы они – не случайно.

 

 

Ведь вдумайтесь, какая задача стояла перед художником: есть героиня мифа, чья судьба гениально очерчена Эсхилом (а впоследствии – Алексеем Пашковым в лекции про Эсхила; впрочем, к последней художник, конечно, доступа не имел; ведь курс по античной литературе увидит свет лишь через две недели). И судьба эта – само воплощение трагедии.

Ее любви добивался сам Аполлон, а она добивалась от бога награды за уступчивость. И добилась: бог наградил ее способностью заглядывать в завтрашний день.

Но дар оказался отравленным: пророчествам девушки отныне никто не верил. У Эсхила ее участь предстает квинтэссенцией человеческого бессилия перед лицом судьбы: даже ЗНАЯ, что ждет ее саму, ее город, ее семью, девушка ничего не может ИЗМЕНИТЬ.

Как же изобразить все это?

И вот тут настает момент для восхищения: в картине Кольера нет ни одной лишней детали!

Взгляд, напряженно устремленный вдаль и вверх, сквозь окружившую тьму (буквально — сквозь тьму грядущего), говорит о пророческом даре.

И о нем же – заботливо прописанная раковина уха, как бы раскрытая вверх, как бы ловящая голос свыше.

Тонкие, детские почти кисти прижаты к груди – знак уверения: «Послушайте! Правда!»

Лихорадочный румянец на щеках – от лихорадочных усилий донести до окружающих, уверить, докричаться…

Но мешок тьмы, плотно охвативший со всех сторон, не оставляет надежды. В нее канут бессильные слова, а вслед за ними – и сама жизнь… О ней, об этой жизни, говорят яркие губы: как еще могло бы радовать и радоваться это тело!

Но «холодного» цвета синий платок уже укрыл кудри, как бы отрезая: нет. Молодость, надежды, любовь – для этой девушки все в прошлом.

Ведь несмотря на дар бога, она беззащитна перед миром; об этом говорит нежная нагота, сквозящая в прорехах тонкого платья, неспособного ни укрыть, ни защитить. И об этом же – по птичьи ломкие ключицы, и припадочная ямка внизу горла.

И об этом же – нарочито удлиненная, напряженная шея, которая как бы уже подставлена – и неизбежно будет подставлена – под удар…

Да, Джон Кольер заслуживает нашего восхищения. Многие изображали эту героиню до него, многие – после.

Но эта «Кассандра» — лучшая.

P.S.: текст, который вы прочитали, я действительно считаю одним из самых удачных за прошлый год. Но удача эта – не единственная. Ведь за прошлый год я написал постов – вдохновляющих, познавательных, интригующих – почти на триста страниц! И многие из них – не хуже.

А потом я взял все написанное, свел вместе – и издал в виде электронной книги. Согласитесь, это удобно: все мои тексты за год всегда будут у вас под рукой, в одном месте и в удобном для чтения формате.

Стоит книга недорого, а до конца текущей недели на нее и вовсе особая скидка. Если интересно – вот вам ссылка: ЛУЧШИЕ СТАТЬИ.