Шесть великих греческих скульпторов. Часть вторая

На чем мы остановились в прошлый раз?

Ах, да, на последнем представителе так называемой Высокой классики. Про Поликлета и Мирона поговорили, значит, остался…

ФИДИЙ: СКУЛЬПТОР, ПОДАРИВШИЙ НАМ АФИНУ

Начну с неожиданного сравнения: Фидий сделал для совоокой богини то же, что Ливанов – для знаменитого сыщика. Ведь для вас Шерлок Холмс всегда будет иметь лицо и голос именно этого актера, верно? Ливанов как бы придал персонажу окончательную и неизменную форму (что бы там ни думали поклонники Камбербэ́тча по этому поводу).

С Афиной – такая же история: знакомая нам богиня – создание Фидия. Что тем более удивительно, если учесть, что работы его не сохранились!

Нет, есть, конечно, изящная Афина Лемния, голова которой, на много лет разлученная с телом, лишь в девятнадцатом веке снова оказалась на месте… но это отдельная история. Главное же творение Фидия – огромную статую Афины Парфенос, укравшую храм на афинском Акрополе – мы знаем лишь по описаниям, да не очень качественным копиям.

Но и их хватает, чтобы понять, что за новое качество придал Фидий любимой богине греков!

Считается, что копия, наиболее близкая к оригиналу Фидия – это так называемая Афина Варвакион. Вот она, с грифонами на шлеме, прикрывающая могучим щитом священного змея; Ника, богиня победы, надежно уместилась у нее в руке:

 

 

Да, Афина всегда была грозной воительницей; и у Фидия она осталась такой. Так в чем же новшество?

А вы взгляните на более раннюю Афину, поражающую гиганта. Считается, что эта скульптурная группа украшала храм, существовавший на Акрополе до нашествия персов:

 

 

Попробуем описать богиню (сделав скидку на некоторую простоту исполнения, присущую эпохе за сто лет до Фидия) – и не обойдемся без слов «стремительная, яростная, воинственная». Это очень совпадает с описаниями у Гомера: в Илиаде Афина всегда бросается на землю с Олимпа, устремляется в бой, грозно потрясает копьем, издает воинственный клич. И такая Афина существовала не только в гомеровскую эпоху: на знаменитом Пергамском алтаре, созданном на три века позже, она остается такой же стремительной и беспощадной: посмотрите, как хватает богиня гиганта за волосы:

 

 

Она – сгусток силы, быстрой, напористой, неодолимой.

И другие жители Олимпа не отставали. Посмотрите, как мечет во врагов свой трезубец знаменитый Посейдон с мыса Артемисион (на всякий случай: Посейдон – который побольше и бронзовый):

 

 

Его сила – гневная и навылет; такой мощи требуется внешний враг, чтобы проявиться вполне.

И вот Фидий эту силу взял – и обуздал.

Его Афина своей мощью не разбрасывается, потому что знает, когда и как ее применить.

Ей не нужно пугать врага боевым кличем; достаточно встать перед ним в полный рост.

Ей не нужно торопить победу — ведь победа уже в ее руке, и всегда там пребудет.

Ей не нужно никого повергать, потому сама она не может быть повержена.

Если первая, более ранняя, Афина была тараном, то Афина Фидия стала неприступной башней. И как же, должно быть, прекрасно было жить под покровительством такой богини!

Но мало того: Афина эта еще и подавала возвышенный пример. Стройная и несокрушимая, как колонна, она была воплощением постоянства – а это качество античность ценила превыше всего. По словам Цицерона: «Проявлять неумеренность, как в дни несчастий, так и в дни счастья — признак ничтожности. Самая прекрасная черта во всех случаях жизни — ровный характер, всегда одно и то же выражение лица

И да, Цицерон жил намного позже Фидия. Зато чуть раньше Фидия жил Архилох (мой любимый греческий поэт, кстати). И если бы Афина могла заговорить, она бы это сделала, представляется мне, вот этими его стихами:

Пусть везде кругом засады — твердо стой, не трепещи.
Победишь — своей победы напоказ не выставляй,
Победят — не огорчайся, запершись в дому, не плачь.

И глядя на Афину Парфенос, зритель не мог не чувствовать эту самую силу постоянства, спокойной, сознающей себя уверенности. Она стоит – и так же будет стоять, какое бы новое несчастье, какое бы яростное нашествие ни обрушилось на ее город. Как скала, которая смеется над ударами волн; как последняя колонна, устоявшая среди развалин храма.

«Она стоит – и так же должен стоять каждый из нас» — как бы говорит зрителям Фидий.

Semper idem – «Всегда неизменна» — ее девиз. Пусть же это будет и вашим девизом!

Именно эта черта Афины – самоконтроль, внутренняя собранность – стала со временем стержнем ее образа. Взгляните, например, на так называемую Афину Джустиниани: разве не то же самое?

 

 

ПОЧЕМУ ВАЖНО ЗНАТЬ: да потому что почти все образы Афины, с тех пор возникшие, восходят именно к Фидию! Идея разумной силы, силы, порождающей не разрушение и страх, а уверенность и порядок, стала важной частью европейской культуры. И я уверен: скульптор, создававший статую Афины, что стоит перед зданием Парламента в Вене…

 

 

… хотел выразить ровно то же самое, что и Фидий – двадцать пять веков назад.

Однако не нужно думать, что древним грекам не были знакомы чувства страха, тревоги, потерянности. Они мало того, что знали их, так еще и судорожно с этими эмоциями боролись! И отразилась эта борьба в творчестве четвертого великого скульптора – Скопаса. О нем-то…

… мы сейчас говорить не будем! Потому что нет необходимости: Алексей уже снял про него видео, два дня назад. Надеюсь, вы его посмотрели; а если нет – найдите позавчерашний пост и посмотрите. А я пойду; меня как раз сын зовет, с английским просит помочь. И я вам так скажу: пассивный залог, который они сейчас проходят, ответственен если не за все седые волосы у меня на висках, то за половину – точно…

«Алексей, не давите на жалость! – воскликните вы, — Английский – английским, но у нас еще два великих скульптора не охвачены! Как с ними быть?»

А до них на следующей неделе доберемся. Будьте терпеливы. Как Афина)))