Святой с головой собаки

Вопрос о Христофоре-псоглавце мне задают постоянно. Откуда взялась идея изобразить святого с головой животного? Не по православному это как-то.

И канонична ли такая икона?

Может ли она находиться в церкви?

А давайте-ка попробуем разобраться.

Если вы в детстве читали книжки про мифы Древней Греции, то название «псоглавцы», а по-гречески «кинокефалы», вам должно быть хорошо знакомо: во время похода за золотым руном с ними встретились аргонавты. А ведь кроме псоглавцев на краях обитаемого мира древняя мысль еще предполагала и людей с гигантскими ушами, людей одноногих, людей с лицом на груди…

Всех этих существ описывает Плиний Старший в своей «Естественной истории» и другие античные авторы. Интересно, что представления об этих чудовищах, населяющих отдаленные уголки мира, перекочевали в средневековую культуру. Причем в Средние века их часто использовали как иллюстрацию мысли о всеосвящающем свете христианского учения.

Согласно многочисленным легендам, апостолы добирались до этих самых глухих уголков земли и проповедовали и псоглавым, и другим монструозным народам. Вывод: не только закоренелый язычник, но и существо, человеком считающееся с большой натяжкой, может быть спасено учением Христа.

Вот пример: барельеф из романской церкви во Франции. В центре сцена Схождения Святого Духа на апостолов – именно после этого они получают способность говорить на всех языках и отправляются проповедовать в разные страны. Ниже изображения тех самых экзотических народностей, к которым они направляются: тут и пигмей, забирающийся на лошадь при помощи приставной лестницы, тут и ушаны, и наши с вами кинокефалы.

 

 

Христианская культура унаследовала представление о псоглавцах от античности. Примерно в IV веке нашей эры был создан египетский апокриф «Деяния апостолов Андрея и Варфоломея в городе парфян». В нем сказано, что в помощь странствующим апостолам ангел послал кинокефала, огромного и свирепого. Однако по молитве апостолов он был укрощен, утратил всю свою ярость, стал кроток, как агнец, и уверовал во Христа.

Это и сыграло с апостолами злую шутку: придя в парфянский город, они были схвачены и брошены на съедение львам. Тут один из них вспомнил о страшной силе их спутника, но увы! Его христианское смирение не позволяла кинокефалу защитить апостолов от хищников. К счастью, выяснилось, что молитва может быть отменена при помощи другой молитвы – к нему возвращаются старые привычки, он руками разрывает львов и пожирает их внутренности. После этого апостолов отпускают.

«Хорошо, – скажете вы, – с кинокефалами понятно; а в каких текстах впервые упоминается именно святой Христофор-кинокефал?» Увы, точного ответа на этот вопрос нет. Но очевидно, что легенда о нем появилась не позже VII века, так как именно к этому времени относится самая ранняя известная с его изображением глиняная икона из Македонии:

 

 

Судя по текстам, средневековая Европа хорошо знала легенду о собакоголовом Христофоре. Выглядит легенда просто: Христофор происходил из племени псоглавцев, но это не помешало ему уверовать во Христа. Благодаря огромной силе он поступил на службу в римский легион. По одной из версий, сначала он римлянами был захвачен в плен. Там он обратил в христианство многих римских солдат. Позже принял мученическую смерть в правление императора Деция.

Но почему-то этот вариант легенды в Европе не прижился, и изображения Христофора с головой собаки вы там практически не встретите. Зато они получили распространение на Востоке: Египет, Сирия, Константинополь, а позже Балканы – вот области, где чаще всего можно найти иконы или фрески Христофора с головой собаки. Почему?

Греческая икона святого Христофора из музея в Афинах:

 

 

Видимо, дело в культурной традиции. Как вы знаете, древние египтяне изображали своих богов с головами животных; Анубис, бог с головой шакала, служил проводником душ в загробный мир. После походов Александра Македонского образы египетских богов начинают сливаться с образами богов греческих и распространяться по всей территории его империи; возникают так называемые синкретические культы. Изображения людей с головами животных становятся все более привычными для греков, населявших Сирию и Балканы.

Более того, появляются изображения многочисленных собакоголовых демонов и духов – вот, например, очень популярный в эллинистическую эпоху демон-помощник по имени Абрасакс (видимо, именно от этого имени происходит магическое слово «абракадабра»).

 

 

Так что жителям восточных провинций Римской империи образ божества с головой животного был привычен; поэтому и святой с головой пса тоже прижился у восточных христиан с легкостью. Больше всего изображений святого Христофора сохранилось в итоге в балканских провинциях Византии, а особенно на территории современной Молдавии.

А в России?

Широкой известностью пользовалась книга под названием «Пролог». Это был перевод греческого сборника поучительных историй и церковных чтений на каждый день. В этой книге есть упоминание о святом Христофоре из племени псоглавцев. Однако в древнерусском искусстве образ святого с головой собаки распространения не получил; иконы Христофора со звериной головой начинают появляться довольно поздно, лишь в XVI–XVII веках.

Икона Святого Христофора в Сретенской церкви (Ярославль):

 

 

Почему именно в это время? Сложно сказать наверняка, но, видимо, причина в контактах с европейскими странами.

К этому церковь относилась непросто не только в России. Например, в средневековых византийских комментариях есть указание на то, что свидетельство о внешности Христофора не следует воспринимать буквально: что его псоглавие было лишь указанием на дикий звероподобный нрав этого человека до обращения в христианство.

Почему церковные власти не очень-то жаловали образ святого с головой собаки, понятно. Во-первых, от такой фигуры явно веет чем-то демоническим, ведь в средневековом искусстве очень часто бесов изображали полулюдьми-полуживотными, и верующий, особенно неграмотный, увидев в церкви рядом изображения внешне похожих святого и демона, мог запутаться и невольно впасть в искушение.

Кроме того, как мы уже увидели, традиция истории о святом Христофоре весьма размыта и недостоверна: откуда появилась эта легенда, точно не ясно, и житие Христофора не освещено авторитетом какого-нибудь уважаемого отца церкви.

Похоже к Христофору относились и на Руси. Дмитрий Ростовский, автор житийного сборника «Четьи-Минеи», пишет: «И иная многая нелепая обыкоша тии писати: якоже святого мученика Христофора с песиею главою, святых мученик Флора и Лавра с лошадьми, еже суть небылица».

При Петре I, в 1722 году, появляется запрет Синода на создание икон c псоглавым Христофором. Впрочем, похоже, на местах на это смотрят сквозь пальцы, понимая, что запрещение или даже удаление из церкви старых образов, которым издревле поклоняются прихожане, может привести к недовольству и смуте.

Ну, вот мы и разобрались, откуда взялся псоглавый Христофор!

В заключение хочу сказать: вы имеете полное право собой гордиться. Ведь это уже вторая статья о Христофоре, и обе получились немаленькими! И обе вы осилили до конца.

А ведь сейчас сами знаете, какая тенденция везде: максимально все сокращать. Мол, люди привыкли к формату коротеньких постов, и длинных текстов никто уже не читает. По моим наблюдениям, многие пишущие об искусстве в сети профессионалы поддались этой тенденции, и перешли на совсем коротенькие, буквально на два абзаца, бессодержательные посты.

Но мы-то с вами понимаем, что не каждую тему можно изложить в двух словах, и длинный текст мы прочитать не против, если он хороший и познавательный. И это меня радует – видно, что не все еще мозги изъедены ТикТоком в труху.