«Медный змий»

В этой картине есть одна странная деталь, на которую я всю жизнь не обращал внимания. До тех пор, пока подписчица не озадачила меня вопросом. И в поисках ответа мне, как обычно, пришлось зарыться в оригинальный библейский текст. И вот что обнаружилось…

Итак, Бруни, «Медный змий».

Сюжет в двух словах все-таки напомню: после исхода из Египта Моисей сорок лет водит евреев по пустыне. В пустыне скучно и жарко, но все же минимальные условия для жизни созданы: Бог указывает им путь в виде дымного столба днем или огненного столпа ночью, питаются же евреи манной небесной, которая каждый день, как по заказу, выпадает на землю в нужном количестве.

Вроде бы жить можно, но нет: в какой-то момент народ начинает роптать, что, мол, слишком долго ходим. Устали, надоело. И на манну эту смотреть уже не можем…

За такую неблагодарность  Бог насылает на народ ядовитых змей. Когда почти всех уже пережалили, люди раскаиваются, и Бог приказывает Моисею воздвигнуть медного змия. Те, кто будет на него смотреть, спасутся от укусов.

Этот момент Бруни и изображает. Змей вознесен на столбе. Люди стремятся к нему, кто в отчаянии, кто с надеждой. Потрясающая по эмоциональному накалу сцена помещена в центр: мать пытается приподнять голову мертвого, уже позеленевшего от яда младенца и заставить его посмотреть… Но глаза ребенка закрыты навсегда.

А что же смутило мою подписчицу? А смутило ее несовпадение картины с библейским текстом. Ведь написано там так:

И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.

И возникает резонный вопрос: а где знамя? Змей же не на знамени, а на столбе! И не только у Бруни, кстати. Вот Медный змий Рубенса:

 

 

А вот средневековая миниатюра:

 

 

Никаких знамен ни там, ни там нет. Признаюсь: я не обращал на это внимания. Спасибо подписчице, что пробудила мое любопытство!

Что делает в таких случаях Алексей, вы уже знаете: лезет в оригинальный текст. Как правило, все ответа содержатся там. Так вышло и в этот раз. Ведь Бруни, работая над картиной, ориентировался на уже существующую в искусстве традицию изображать змия на столбе. Откуда она взялась? А давайте заглянем в латинский текст Библии, на который опирались все европейские художники. Там сказано:

fac serpentem (сделай змея) et pone eum (и помести его) pro signo (вместо знака).

Как видите, слова «на знамя» в русском тексте – это перевод латинских «pro signo». Signum в широком смысле слова – знак. А в узком – значок в римской армии. И тут нам нужно будет на секунду буквально погрузиться в античную военную историю. Я знаю, что обычно девочкам это не интересно, но выхода нет: без отступления пазл не сложится)

Итак, вспомним любой исторический фильм, где показываются римские легионы (ну хотя бы «Гладиатора»). Были у них знамена в современном понимании? Нет, не было! А были вместо этого значки, которые выглядели примерно вот так:

 

 

Длинный шест, а на нем всякие позолоченные кольца, венки, звери (чаще всего орлы).  Главный значок легиона обычно как раз и был украшен орлом, и назывался по латыни aquila. Однако были свои значки и у более мелких военных единиц – когорт, манипул и центурий, из которых состоял легион. И вот эти значки как раз и назывались «сигнумы», а специальный солдат, носившей их, звался сигнифер. Вот изображение сигниферов с колонны Траяна в Риме:

 

 

И вот именно в качестве знака на высоком шесте в Бог и предлагает Моисею воздвигнуть змия. Именно так средневековые художники момент этот и изображали. А вот у переводчиков, создававших текст славянской Библии, в этом месте возникла дилемма, с которой переводчики вообще сталкиваются часто: сохранить первоначальный смысл, рискуя вызвать у читателя недоумение, или наоборот, перевести понятно, при этом отклонившись от оригинала. В нашем случае выбрали второй вариант. Действительно, что такое римский сигнум, читатель русской Библии вряд ли понимал.  Ближайший знакомый аналог – военное знамя. Так и перевели.

Ну вот,  еще одну маленькую, но интересную иконографическую загадку мы разрешили. Знания эти вам пригодятся: ведь изображения медного змия встречаются в живописи на каждом шагу, и не только в живописи: в Петербурге, к примеру, барельеф с его изображением можно увидеть над входом в Троицкий собор на Измайловском проспекте.

Напоследок у меня к вам просьба: если столкнетесь с этим сюжетом в музее, будучи в компании друзей, не забудьте их просветить. Будем сеять знания вместе)

 

P.S.: кстати, об экскурсиях. Туристический сезон приближается, а границы все еще закрыты. Даже в Турцию не пущают! По этому поводу в Петербурге летом, думаю, будет аншлаг, и мне в личку все чаще поступают вопросы: можно ли у меня заказать экскурсию?

Отвечаю: лично у меня – нет. Алексей стал стар, ленив и неповоротлив, и в поля больше выходить не хочет. Но у меня осталось много опытных, испытанных во всех возможных жизненных ситуациях коллег, за знания и профессионализм которых мне не придется краснеть. И вот их я вам с удовольствием порекомендую. Но учтите: я и мои коллеги занимаемся только индивидуальными экскурсиями. Это не то чтобы очень дешево, но того стоит.

Всей организаций у меня занимается менеджер Алена. Чтобы она с вами связалась, можете оставить заявку на моем сайте (кстати, там же вы найдете и описание всех экскурсий с ценами): www.alex-guide.spb.ru

Или можете сразу писать Алене в личку, она вас по всем вопросам проконсультирует: https://vk.com/liasa