В этой картине есть одна странная деталь, на которую я всю жизнь не обращал внимания. До тех пор, пока подписчица не озадачила меня вопросом. И в поисках ответа мне, как обычно, пришлось зарыться в оригинальный библейский текст. И вот что обнаружилось…
Итак, Бруни, «Медный змий».
Сюжет в двух словах все-таки напомню: после исхода из Египта Моисей сорок лет водит евреев по пустыне. В пустыне скучно и жарко, но все же минимальные условия для жизни созданы: Бог указывает им путь в виде дымного столба днем или огненного столпа ночью, питаются же евреи манной небесной, которая каждый день, как по заказу, выпадает на землю в нужном количестве.
Вроде бы жить можно, но нет: в какой-то момент народ начинает роптать, что, мол, слишком долго ходим. Устали, надоело. И на манну эту смотреть уже не можем…
За такую неблагодарность Бог насылает на народ ядовитых змей. Когда почти всех уже пережалили, люди раскаиваются, и Бог приказывает Моисею воздвигнуть медного змия. Те, кто будет на него смотреть, спасутся от укусов.
Этот момент Бруни и изображает. Змей вознесен на столбе. Люди стремятся к нему, кто в отчаянии, кто с надеждой. Потрясающая по эмоциональному накалу сцена помещена в центр: мать пытается приподнять голову мертвого, уже позеленевшего от яда младенца и заставить его посмотреть… Но глаза ребенка закрыты навсегда.
А что же смутило мою подписчицу? А смутило ее несовпадение картины с библейским текстом. Ведь написано там так:
И сказал Господь Моисею: сделай себе [медного] змея и выставь его на знамя, и [если ужалит змей какого-либо человека], ужаленный, взглянув на него, останется жив.
И возникает резонный вопрос: а где знамя? Змей же не на знамени, а на столбе! И не только у Бруни, кстати. Вот Медный змий Рубенса:
А вот средневековая миниатюра:
Никаких знамен ни там, ни там нет. Признаюсь: я не обращал на это внимания. Спасибо подписчице, что пробудила мое любопытство!
Что делает в таких случаях Алексей, вы уже знаете: лезет в оригинальный текст. Как правило, все ответа содержатся там. Так вышло и в этот раз. Ведь Бруни, работая над картиной, ориентировался на уже существующую в искусстве традицию изображать змия на столбе. Откуда она взялась? А давайте заглянем в латинский текст Библии, на который опирались все европейские художники. Там сказано:
fac serpentem (сделай змея) et pone eum (и помести его) pro signo (вместо знака).
Как видите, слова «на знамя» в русском тексте — это перевод латинских «pro signo». Signum в широком смысле слова — знак. А в узком — значок в римской армии. И тут нам нужно будет на секунду буквально погрузиться в античную военную историю. Я знаю, что обычно девочкам это не интересно, но выхода нет: без отступления пазл не сложится)
Итак, вспомним любой исторический фильм, где показываются римские легионы (ну хотя бы «Гладиатора»). Были у них знамена в современном понимании? Нет, не было! А были вместо этого значки, которые выглядели примерно вот так:
Длинный шест, а на нем всякие позолоченные кольца, венки, звери (чаще всего орлы). Главный значок легиона обычно как раз и был украшен орлом, и назывался по латыни aquila. Однако были свои значки и у более мелких военных единиц — когорт, манипул и центурий, из которых состоял легион. И вот эти значки как раз и назывались «сигнумы», а специальный солдат, носившей их, звался сигнифер. Вот изображение сигниферов с колонны Траяна в Риме:
И вот именно в качестве знака на высоком шесте в Бог и предлагает Моисею воздвигнуть змия. Именно так средневековые художники момент этот и изображали. А вот у переводчиков, создававших текст славянской Библии, в этом месте возникла дилемма, с которой переводчики вообще сталкиваются часто: сохранить первоначальный смысл, рискуя вызвать у читателя недоумение, или наоборот, перевести понятно, при этом отклонившись от оригинала. В нашем случае выбрали второй вариант. Действительно, что такое римский сигнум, читатель русской Библии вряд ли понимал. Ближайший знакомый аналог — военное знамя. Так и перевели.
Ну вот, еще одну маленькую, но интересную иконографическую загадку мы разрешили. Знания эти вам пригодятся: ведь изображения медного змия встречаются в живописи на каждом шагу, и не только в живописи: в Петербурге, к примеру, барельеф с его изображением можно увидеть над входом в Троицкий собор на Измайловском проспекте.
Напоследок у меня к вам просьба: если столкнетесь с этим сюжетом в музее, будучи в компании друзей, не забудьте их просветить. Будем сеять знания вместе)
P.S.: кстати, об экскурсиях. Туристический сезон приближается, а границы все еще закрыты. Даже в Турцию не пущают! По этому поводу в Петербурге летом, думаю, будет аншлаг, и мне в личку все чаще поступают вопросы: можно ли у меня заказать экскурсию?
Отвечаю: лично у меня — нет. Алексей стал стар, ленив и неповоротлив, и в поля больше выходить не хочет. Но у меня осталось много опытных, испытанных во всех возможных жизненных ситуациях коллег, за знания и профессионализм которых мне не придется краснеть. И вот их я вам с удовольствием порекомендую. Но учтите: я и мои коллеги занимаемся только индивидуальными экскурсиями. Это не то чтобы очень дешево, но того стоит.
Всей организаций у меня занимается менеджер Алена. Чтобы она с вами связалась, можете оставить заявку на моем сайте (кстати, там же вы найдете и описание всех экскурсий с ценами): www.alex-guide.spb.ru
Или можете сразу писать Алене в личку, она вас по всем вопросам проконсультирует: https://vk.com/liasa